ОТЧЁТ
Блинова П.В., преподавателя физической культуры, ОБЖ БОУ ОО НПО «Профессиональное училище №24»
о работе по охране здоровья обучающихся
В своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов обучающихся. Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов обучающихся, является важным в педагогической деятельности современного педагога.
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания, смена видов деятельности);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям обучающегося;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Хочу отметить совсем понятные вещи: здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.
Моя деятельность в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры включает в себя знакомство с результатами медицинских осмотров обучающихся; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом. Важно не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- Средства двигательной направленности;
- Оздоровительные силы природы;
- Гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления, способствует укреплению здоровья обучающихся, их физическому и умственному развитию.
Применяю на уроках здоровьесберегающие физкультминутки и музыкальные паузы. (см.приложение №1)
Внеурочная деятельность по физической культуре.
Активно провожу внеклассную работу по предмету. Провожу предметные недели по физкультуре и ОБЖ, куда входя различные викторины, игры, военно-спортивные состязания для обучающихся.
1.Команда училища успешно принимает участие в областных соревнованиях «Служу Отечеству».
2.Проводятся ежегодно военно-спортивные праздники, посвященные Дню народного единства.
3. Проводятся ежегодно военно-спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества.
4. Команда училища традиционно принимает участие в районных соревнованиях «Ребята в камуфляже».
5. Команда училища принимает участие в районных спортивных соревнованиях. 6. Команда училища успешно принимает участие в областных турслётах.
В плане реализации здоровьесберегающей программы училище взаимодействует со службами и организациями района и области: областной общественной организацией «Парк преображения», центром здоровья г.Орла, районной администрацией, РОВД, ЦРБ, комиссией ПДН, заключен договор со средней школой №1, заключен договор и организованы занятия в плавательном бассейне «Дельфин».
Налажено тесное взаимодействие с общественной организацией «Парк преображения» и ведется совместная работа по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Проводятся общеучилищные мероприятия, ,беседы, классные часы на тему здоровьесбережения: «Мифы о спиртных напитках», «Правила безопасного поведения в быту», «Курение или здоровье, выбирай сам», «Осторожно, тонкий лед!», «Правила дорожного движения.», «Навыки жизни», «Здоровый образ жизни», «Азбука здоровья», «Курение-коварная ловушка», «Беседа о сквернословии».
Регулярно выступаю на педсоветах, районном и училищном методобъединениях с сообщениями на тему «Охрана здоровья обучающихся»
При училище создан военно-спортивный кружок «Юный защитник Отечества».
Мною разработаны программы: факультативных занятий «Мое здоровье», кружка «Юный защитник Отечества», создана медиатека по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
Приложение №1
№ 1. Здоровьесберегающие комплексы упражнений
- Утренняя гимнастика.
Комплекс 1
1. И.п. о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять бедро левой ноги до прямого угла; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая бедро правой ноги.
2. И.п. о.с. – 1- руки вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;
3. И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.
4. И.п. о.с. – 1-2-3 - медленно принять положение полуприседа; 4 - быстро вернуться в и.п.
5. И.п. о.с. – руки согнуты в локтях. Бег на месте в среднем темпе.
6. Прыжки на месте, руки на поясе.
7. Ходьба на месте.
8. Выполнение команд на внимание, если перед командой сказано слово «класс» или другое условное слово.
Комплекс 2
1. И.п. о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.
2. И.п. о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.
4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок ладонями над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.
5. И.п. о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд, вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 6-8 раз обеими руками в среднем темпе. Дыхание произвольное.
7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - руки как можно больше поднять вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.
8. И.п. о.с. – прыжки на месте, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп.
- Физкультминутки.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Сколиогимнастика. Для профилактике сколиоза проводится зарядка на 3-ем уроке, которая предупреждает заболевание и приносит свои положительные результаты. Все упражнения выполняются стоя.
1.И.п. руки на поясе. Медленные наклоны головы: вперёд, назад, к левому плечу, к правому плечу (повторить 4 раза).
2.И.п. руки на поясе. Ходьба на месте. Выполняется в течении 30 секунд.
3.И.п. кисти рук к плечевым суставам. Круговые движения в плечевом суставе вперёд 5 раз, назад 5 раз (повторить 2 раза).
4.И.п. руки вдоль туловища. На раз – кисти рук к плечевому суставу. На два – руки вверх, потянуться вдох. На три – к плечевому суставу. Четыре – руки опустить.
Офтальмогимнастика. Для профилактике лечения близорукости используют специальные физические упражнения, которые благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников.
Комплекс зарядки для глаз (проводится на первом уроке)
1.Мигание глазами (20 раз)
2.Поднять глаза вверх, затем опустить вниз (20 раз)
3.Отводить взгляд вправо, влево (20 раз)
4.Водить глазами вверх, угол глаза и вниз, менять движения справа налево ( с напряжением, 20 раз)
5.Взгляд на кончик носа и на переносицу.
6.Согнуть руки в локте, смотреть на кончик пальца и вдаль.
7.Вращение глаз вправо и влево на 4 счёта ( повторить 5 раз).
- Одним из основных средств, который хорошо укрепляет организм и способствует формированию правильной осанки у детей, является утренняя зарядка. После дневного сна также очень полезно выполнять комплекс упражнений. Комплекс направлен на укрепления, так называемого мышечного корсета, удерживающего туловище в правильном положении.
- Комплекс № 1 «Поймай комарика»
«Поймай комара над головой» - поднимание рук через стороны вверх.
Исходное положение (И. п.) – ноги поставить на ширине ступни, руки вниз.
1) Руки поднимаем через стороны вверх, смотрим на них, делаем хлопок в ладоши над головой (вдох)
2) Опускаем руки через стороны вниз (выдох).
Повторяем 5 - 6 раз, не спеша, в медленном темпе.
2. «Поймать комара перед грудью» - хлопок в ладоши перед грудью.
И. п. – то же.
1) Хлопаем в ладони перед грудью согнутыми руками;
2) Опускаем руки вниз.
Движения выполняем энергично, дыхание равномерное. Повторяем 6 – 8 раз чуть быстрее, в среднем темпе.
3. «Поймай комара возле ног» - наклоны туловища вперед.
И. п. – то же.
1) Наклоняемся вперед, хлопаем в ладони возле колен (выдох);
2) Выпрямится в и.п. (вдох).
Ноги в коленках не стараться сгибать. Повторить 6 раз в среднем темпе.
Руководитель физвоспитания, преподаватель ОБЖ___________ Блинов П.В.